Разумеется, клиенту не приходит в голову искать маму в своей ситуации. Он будет рассказывать о стрессе на работе, о разрушительном контенте из интернета, о (!господь всех причин) неумении правильно проводить тайм-менеджмент. Обо всём, только не о том, как к его жизнеощущению мама приложила руку.
В своё время мне очень запомнилась фраза, что от плохой мамы уйти сложно. Плохой в смысле, которая не заботилась, была холодной или эмоционально неустойчивой, мамой, которая давала двойные послания, не была оплотом стабильности. И что, наоборот, хорошая мама отпускает, от хорошей мамы человек сепарируется на раз-два, потому что знает: родной дом всегда открыт, его благословили, и можно путешествовать на все четыре стороны.
С годами я усомнилась, что разница между плохим и хорошим проходит чётко по середине. В сепарации сложно отчертить: что вот здесь хорошо, а вот здесь плохо. Сепарация, как и любой феномен, сложноподчинённо устроен, тревога не поддаётся математическому расчёту, как и то, как быстро клиент сможет от неё избавиться.