Не мешки ворочать
почему по блогу не проработаешься?
Востребованность психологических услуг растёт. Какой пользователь сети не упомянет, что ходит к личному лекарю?! Популизм выручает специалистов: терапия и консультирование уверенно входят в списки ежедневных социальных ритуалов. А значит люди будут ходить — работой ты обеспечен. Теперь не надо объяснять, для чего ты с твоей профессией нужен. Друзья не делают большие глаза, если сам пошёл за помощью: «Я, что, псих?!»
Теперь нет. Теперь это модно.

С другой стороны, представление об услуге по-прежнему сильно отличается от её содержания. Так, психологическая консультация — не развлечение. Даже если вам очень хочется. Даже если вы давно в «стаграме» не появлялись и хотите запостить интересный досуг.

Демонстрировать увлечение личными поисками стало настолько популярным, что нередко пользователи козыряют интимностью. Модно не только выражать готовность искать пути к себе, — модно упаковывать смыслы в удобные кейсы.
Психологи и пользователи в блогах:
советуют... (первое табу для специалистов), мотивируют... (это функция бизнес-тренера, наставника, пропагандиста) или говорят устойчивыми конструкциями: «не хочешь — не делай, или хочешь — делай».
Алё, вряд ли у Лабковского будет время разбираться с запутанностью ваших проблем.
Между тем, что происходит в стенах психологического кабинета и «историйках про личное», лежит большая разница. Если сравнивать эти процессы, на ум приходят разные аналогии. Например, здесь такое же сходство как у заводской инструкции по эксплуатации и реальным станком. Вроде чётко написано, как он работает, размеры и резьба комплектующих, но каждый наладчик хорошо знает: отладка процесса нередко сложнее, чем последующая штамповка деталей. Пока не столкнёшься с ним напрямую, не расскажешь, как он пилит-едет.
Это как до визга восторгаться морем, но если ты никогда моря вживую не видел, тебе чужды восхищённые перлы рассказчика.
То, что клиент рассказывает, чувствует, проживает и что решает для себя — это реальность. Неровная, неподконтрольная и с шумами. Как если бы вы делали кучу фото на бегу. Но вредная современная привычка из любой боли делать конфетину и упаковывать в сладкий кейс вводит остальных в заблуждение, что и терапия — это суперпонятно и суперкрасиво.
По аналогии с тем, что каждый товар сегодня должен быть представлен в онлайн формате, от психотерапевта ждут, что он станет предлагать услугу как в интернет-магазине, описывая её преимущества.
Личная история каждого — это путь с горбами и шероховатостями. В работе психотерапевта 90% времени отнимает приём клиентов, и это операционка. Наладка, пробы, исследования и опыт. А блог — только остаточная эпистолярка.
Между тем, что вы читали или слушали в интернете по психологии, и ощущали на собственном приёме, есть разница. Чтобы написать один материал в блог, нужно соблюсти правила подачи. А они, кроме элементарного соблюдения правил русского языка, ограничены целевым предложением, законами SMM (которые тоже меняются) и пониманием спроса.

Все эти душещипательные рассказики о том, «как я поборол депрессию», тем и душещипательны, что призваны зацепить всех депрессивных вот для этого конкретного психолога. После чего начинается ваш собственный путь преодоления собственной депрессии, о которой блогеры не написали.
Текст всегда поддаётся жесточайшему прореживанию, пишем мы по Ильяхову, Петрову-Сидорову, или по ещё кому-нибудь. Чтобы удержать пользователя (бедненький, больше тысячи знаков он не осилит), мы безжалостно отсекаем детали, лишаем историю её питательности. Реальность с её отсылочками, нюансиками и детальками приносится в жертву, чтобы текст был понятным и лаконичным. Короче, нужно родить, а стол не запачкать.
Принципиальное отличие реальной жизни и блога в том, что жизнь не заканчивается постановкой точки в конце предложения. Вы прочитали историю про клиента, но выхватили только часть. Вы ошибочно идентифицировали себя с героем статьи, где вас объединяет разве что умное название в постановке феномена.
Между тем реальный человек ходил на терапию до описанного случая и будет ходить после. Вам же известна только часть процесса, которую вы ошибочно принимаете за целостную картину.

Быть психологом-практиком — неблагодарная затея. Ты видишь многое и хочешь описать многое, но у тебя только эти чёртовы полтора скролла экрана. И будь добр: введи читателя в курс, а что же такое терапия. Самые успешные форматы из разряда «жила была девочка», или «романтическая история П». Они хотя бы от начала и до конца про конкретного человека. И всё же это лишь средство пощекотать ленивого пользователя за ушком. Никакой практической значимости они не несут, ведь это не ваша история.
Все материалы в блоге независимо от их глубинного наполнения призваны напомнить: Вот я. Есть тут.
Ещё один вариант психологически выразиться — рекомендации из разряда «пять шагов к успеху», или «как побороть тревогу в эпоху перемен».
Вы конечно же открываете такие материалы охотно: там же всего пять рекомендаций!
Есть чем заняться, ожидая заказа в кафе.
Но приходите ли вы в таким образом к успеху? Нет конечно. Специалист лишь показывает, что проблема существует, автор способен структурировать материал и напоминает о том, что ведёт приём по будням. Собственно все материалы независимо от их глубинного наполнения призваны тупо напомнить: Вот я. Есть тут. Пока не помер.

Выразить все ценные практические наблюдения скорее похоже на диссертацию, а не на блог. Но диссертациями у нас люди не кормятся, труды лежат-пылятся в научных сообществах или отправляются наверх тем, кто уж сможет распорядиться широкими социальными феноменами по существу. Получается, что ты работаешь, а передать свои знания не можешь. Если только не конкретному человеку и если только не в конкретной терапии.
Понимание этой проблемы всякий раз трезво опускает в действительность, напоминая, для кого ты работаешь и для кого напрягаешь свои знания. Такое понимание всегда тыкает носом в чувство реальности и помогает оставаться с размером эго в ладу. И да, чувство реальности — не то, что вам продадут в блогах.

Самым большим отличием реальной терапия и блога является чувство одиночества. Появление личных пабликов у всех-кому-не-лень временно снимает его остроту, притупляет суровое открытие, что то, что происходит с тобой, нужно в общем-то только тебе.

Создаётся иллюзия присутствия, но слежение за человеком не заменяет истинного присутствия в его жизни. Проекции, которыми ты закидываешь автора, часто не имеют ничего общего с тем, какой он в реале. Можно сказать, что этой публичностью и ты, и он оказываетесь сильно надутыми. И особо обнаруживаешь это, оказавшись в ситуации болезни или потери. Вдруг как-то оказывается, что некому высказаться, в сети нытиков не любят, а найти людей по себе очень трудно, потому что они удобно спрятались за аватарами.
Бложерство сытно существует, пока оно про хорошее. В реальности же человек оказывается один на один со своими проблемами, которые никому, кроме него, не нужны. Именно одиночеством делится большинство клиентов в терапии. Вроде люди вокруг есть, а высказаться некому. Преодолеть одиночество помогают оффлайновые мероприятия. И желательно без отзывов и фотоотчётов. По крайней мере, я сильно против их.

Цель мероприятий не в замене ими отсутствующих отношений, а в научении «благодаря им» заново выходить в эту жизнь и учиться присутствию в шероховатой реальности. Во всяком случае, в них лучше всего сведено до минимума художественное искажение.